Азбука семейного образования

Азбука семейного образования: Ч — честность

Автор — Вероника Михалко

Ч – ЧЕСТНОСТЬ

Среди вещей, без которых сложно организовать семейное образование, честность, пожалуй, занимает самое важное место. С нее, собственно, все начинается, когда вы ясно начинаете видеть и понимать, что происходит с ребенком (и что когда-то произошло и до сих пор происходит с вами) в школьной системе.

Честный взгляд на себя и свои возможности помогает понять, на что вы и ваши дети можете претендовать взамен школы, есть ли вам смысл ввязываться в противостояние с внутренними и внешними драконами – своими и чужими стереотипами и ожиданиями.

Честность помогает в общении с представителями школы и системы образования – четко сформулировать свой запрос, не поддаться чужим страхам и сомнениям, а иногда и откровенным запугиваниям, найти способ соблюсти и свои интересы, и требования закона.

Честность – лучший помощник в сражении со своим внутренним драконом, состоящим из тех же сомнений и страхов. Отворачиваясь, закрывая глаза и безосновательно храбрясь, этого дракона не победить.

Пожалуй, его и вообще не победить, так как он – обратная сторона наших родительских надежд и радостей — тревога о том, кто вырастет из наших детей, будут ли они счастливы, сделали ли мы все, что в наших силах, не ошиблись ли. Честность помогает видеть эту тревогу и не бояться ее, не бояться своих страхов, держать их в узде.

Честность – что может быть проще? Казалось бы, сложнее создавать и поддерживать многоэтажные постройки из лжи вроде «я боюсь своих сомнений и потому делаю вид, что все прекрасно, и от этого испытываю агрессию к себе и окружающим». Но у нас есть навык и привычка казаться, а не быть, которые, кстати, воспитываются и поощряются школой.

А если мы выбираем СО, то положение наше осложняется тем, что любая наша неудача в нем масштабируется до уровней катастрофы. То, что в школе является рабочим проблемным моментом – например, снижение «успеваемости», «мотивации», может казаться СО-родителям и восприниматься окружающими как провал всей идеи СО.

Однако, именно честность помогает нам оценивать успешность и эффективность наших действий и выборов, их соответствие нашим целям, ожиданиям и актуальной ситуации. Без нее легко впасть в крайности – от некритичного восхищения СО до «разочарования» в нем.

Но СО – это не религия, не учение, не то, во что можно «верить» и чем можно очаровываться, это инструмент, с помощью которого семья может достичь своих целей в образовании детей – честных, реальных целей. Странно и нелогично разочаровываться в шуруповерте из-за того, что им нельзя забивать гвозди или пилить доски. Или клеймить за неэффективность неверно подобранную вами систему тренировок или вид активности, если вы хотели гибкости, а выбрали бег вместо йоги или хотели грациозности, а занимались на силовых тренажерах.

Честность, кстати, вовсе не обязательно должна быть публична. Тот, кто во всеуслышание признает свои ошибки – выбора или восприятия – в делах честности вовсе не эффективнее того, кто просто ясно понимает про себя: «А вот сейчас я неискренен/на».

Честность – в ваших делах, а не в словах.

Источник
https://www.facebook.com/groups/familyedu/permalink/849075111969999/

Иллюстрация – Квинт Бухгольц