Литература и книги Опыт семейного образования Статьи в ВК Статьи из социальных сетей

Читаем по литературе, 5

Семейное обучение Агеевых:

Читаем по литературе, 5 класс

По программе для аттестаций за 5 класс у Ани положено, в числе прочего, прочитать «Муму» Тургенева и «Кавказский пленник» Толстого. Конечно, дома эти произведения были в составе сборников и учебных хрестоматий, но очень удачно, еще перед тем, как приступить с Аней к их чтению, я наткнулась в ленте ВК на пост с новой серией книг. Это серия «Раскрываем классику», в которой сейчас есть 6 книг. Пять из них я взяла, поймав скидку в Лабиринте, среди них «Муму» и «Кавказский пленник». Обе уже нами сейчас прочитаны и обсуждены.

Сначала было, получив книги, я разочаровалась — первая часть книги — текст без иллюстраций, после него цветная вкладка со сносками, комментариями и картинками к комментируемым словам. Подумала — сама, что ли, не могла привычно посмотреть в интернете незнакомые ребенку слова и показать к ним картинки? Но когда прочли первую книгу, «Муму» я поняла, что не зря ее купила, я просто прошла бы мимо многих слов и выражений, а что-то даже не знала бы, как и искать в интернете.

Например, «обмаслиться, как коломенский горшок». Почему горшок, и почему коломенский? Оказывается, коломенские горшки были дешевыми и прочными, хозяйки их покупали охотно, в любом доме была эта простая, недорогая и функциональная посуда, ее не берегли особо, они могли быть замасленными, старыми, неухоженными. С ними Капитон себя и сравнивает.

Или «рука Минина и Пожарского», с которой Капитон сравнивает руку Герасима. Я, конечно, знаю, кто такие Минин и Пожарский и их значение для истории России, но… рука? Просто потому что герои народные, сильные, значит, как великан Герасим? (Спросила младшего сына, так и предположил, кстати). Оказывается, тут идет отсылка к памятнику Минину и Пожарскому в Москве и простертой в сторону народа руке Минина.

А шорник и шоры на морде лошади, и их назначение? Я понимала только переносное значение слова «зашоренность», а прямое узнала из приложения. Это пластины по бокам лошадиной морды, которые должны были ограничить ее боковое зрение, чтобы она не испугалась никакого резкого движения в поле зрения, а видела бы только то, перед ней.

И вот так слово за словом и выражение за выражением. Конечно, было бы удобнее, если бы как в книгах «Белого города» все эти сноски, факты и картинки были бы прямо в тексте и на полях, но уж лучше листать туда-сюда, чем вообще пройти мимо такого количества информации.

Я ожидала, что «Муму» моей девятилетней собачнице-дочери дастся очень тяжело. Но была удивлена, что она довольно спокойно прочитала ее со мной. Это не детское произведение вообще, да и взрослым его воспринять нелегко в силу трактовок, к которым мы привыкли в школе, поступок Герасима просто не «переварить».

Я сейчас после большого перерыва прочитала и поняла, что я совсем не так воспринимаю его, как раньше. Тема дискуссионная, конечно. Но та же барыня (знаю много о жути крепостного права и о матери Тургенева) не показалась мне совсем уж страшной. Ну привезла деревенского великана в город, где ему неуютно — но имела право. Комнату ему дали, кормили сытно, по городу мог свободно ходить, деньги на тот же трактир имел и на щи с мясом. Неприятно, но свыкся. Женили Капитона на Татьяне помимо Герасима — ну так барыне челом не били оставить Татьяну Герасиму, а главное, и Капитон, и Татьяна были согласны на брак, а Герасима Татьяна боялась и добровольно подыграла в спектакле, чтоб отвадить его от себя, что Герасим и понял.
Собачку она велела убрать со двора, а не топить.
Ну, вздорная, ну, с перепадами настроения, но сколько народу обеспечила жильем и столом, дурила, конечно, но ничего запредельного я не увидела в итоге именно в этой книге. Никого не пороли, не мордовали, забулдыгу Капитона и то образумить пытались по-хорошему — браком. У челяди даже чувство собственного достоинства было. Тот же Герасим ушел в деревню спокойно, с высоко поднятой головой.

Читая, я поняла, что прежние мои нестыковки с этой книгой были связаны с тем, что я хотела увязать утопление Муму с тем, что Герасим хороший. Как-то оправдать, что-то натянуть.

И пошла к Лобастову (православный сельский учитель литературы, который написал шеститомник по школьному курсу литературы). И прочитала, как он Герасима в своих комментариях припечатал. Крепко. Прилагаю фото — можете прочитать сами. И здесь поднимается снова тема личной ответственности человека, в том числе и человека подневольного. В 9 лет об этом можно поговорить коротко — начать. Но впереди тем, и книг, и событий исторических множество, когда к этой теме придется возвращаться снова и снова.

«Кавказский пленник» после «Муму» был прочитан просто с огоньком! За два захода. Узнали о быте, одежде кавказцев, все как живое встает перед глазами.

Как мы читаем и что значит «мы»?

Я считаю, что на самостоятельное чтение надо отдавать ребенку то, что точно соответствует его читательскому уровню сегодня. Все, что превышает его (в силу устаревших слов, непонятных выражений и контекста, сложности проблемы текста) надо читать вместе с преобладанием чтения вслух взрослым человеком. Поэтому большую часть читала я, но время от времени Аня просила себе страничку и читала мне вслух, а я поправляла ошибки при чтении.

Если в книге идет диалог, читаем с ней по ролям. Если я читаю с двумя девочками, то роли распределяем на нас троих. Это очень и очень любимый ими вид чтения. Сейчас так читаем учебные книги Гельфман по математике с Аней — все по ролям с ней.

Если в предложении есть сноски, то дочитываем предложение или даже абзац до конца, потом идем смотреть комментарий. И в двух словах подытоживаем прочитанное с учетом этого комментария, иногда комментарий мне приходится пересказать своими словами, или это делает сама Аня. Иногда сразу смотрим пару сносок наперед, чтобы не листать поминутно.

Чтение такое энергозатратно. Поэтому делим произведения на части и читаем несколько дней. Отпускаю, как обычно «без пяти минут устала» или «пока еще интересно».

Стихийные обсуждения возникают сами, Аня задает вопросы и любит порассуждать. Могу дать задания с подготовкой, например, перечитать «от сих до сих» (помечаю карандашом) и подготовить словесный портрет Герасима. Тогда следующий урок начинаем с ее ответа.

Теперь на очереди у нас «Каштанка» Чехова из той же серии. Не для аттестаций уже, для себя.

Комментировать в ВК: https://vk.com/wall-116958555_20439