Альтернативное образование Альтернативные школы

Другие школы. В поисках общего



Михаил Эпштейн,

Институт альтернативного образования имени Януша Корчака



Зачем объединяться альтернативным школам?

Нас спрашивают: «Зачем мы проводим фестиваль «Другие школы»? Думаю, что сначала нужно попробовать дать ответ на вопрос – кто такие эти «мы» и зачем эти «мы» вместе. Попробуем уточнить — в чем особенность «других школ». И зачем им объединяться.

Последние несколько лет такое явление общественно-педагогической жизни как альтернативное образование привлекает все больше внимания. Из маргинального явления оно становится частью моды, вокруг него ведутся дискуссии, ему посвящается все больше обсуждений в родительских сетях. Да и государство начинает активно интересоваться альтернативным образованием, поскольку не может допустить, чтобы большие группы людей (и что важно – большие потоки денег) выходили из-под его контроля.

Растет число образовательных проектов, декларирующих, что они выстраивают свой процесс в логике альтернативного образования.

Множатся и различные события, активно посещаемые новым поколением родителей, пытающихся разобраться – что же такое это «другое образование», чему и как будут учить их детей в «альтернативных школах». Перед родителями стоит непростая задача – из множества разнообразных проектов альтернативного образования выбрать тот, который будет родственен их ценностям, и в котором будет хорошо их ребенку. А если учесть что, «что такое хорошо» каждый понимает по–своему…

Для того, чтобы заинтересованные родители поближе познакомились с полифонией «других школ», проводится, в частности, и фестиваль «Другие школы», инициированный несколькими альтернативными школами, пытающимися объединить свои усилия с целью формирования сообщества школ. В 2019 году в Санкт-Петербурге успешно прошел первый такой фестиваль. На фестивале 2020 года себя будут представлять уже более 30 альтернативных образовательных проектов, называющих себя «другими школами».

В чем особенность этих «других школ» как явления, в чем их общность и зачем им собираться вместе?

***

Двойственная природа альтернативного образования

Внимательное исследование альтернативного образования как социально-педагогического явления приводит к пониманию следующего его важного свойства: альтернативное образование имеет двоякую природу своего порождения, и соответственно — двоякую перспективу своего воплощения в относительно массовой практике.

«Быть самими собой, быть разными»

С одной стороны, оно принципиально социокультурно (и субкультурно), в том смысле, что чаще всего инициаторами (и носителями) тех или иных практик альтернативного образования являются те или иные социокультурные сообщества.

Так, например, источником, основой, мотором появления в СССР физико-математических школ (в конце 1950-х годов однозначно альтернативных массовой школе) было сообщество академической (научно-технической) интеллигенции, желавшей организовать для своих детей (и с пользой для военно-промышленного комплекса страны) другое образование, чем тогда было массово государством принято.

А основной базой и заказчиками (а чаще всего и исполнителями) сегодняшнего бурного роста в России числа альтернативных школ (свободных, демократических, семейных, самонаправленных…) является новое поколение родителей, во многом люди либо вольных профессий, либо специалисты, связанные с IT-индустрией. И т.п.

Большинство проектов альтернативного образования – это инициатива конкретных людей, желающих (по тем или иным причинам) реализовать свой проект. Эти проекты альтернативного образования произрастают, чаще всегоиз желания быть другими, быть разными, БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ, ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО. Для разных – детей и взрослых – создавать разные образовательные проекты.

И в этом смысле проекты альтернативного образования весьма личностны, они чаще всего имеют серьезное влияние своих основателей, для них принципиально быть достаточно автономными, независимыми. Все это довольно сложно реализовать внутри любой большой системы – в частности внутри бюрократической, неповоротливой государственной машины.

Опыт показал – альтернативное образование может быть возможным и полезным для разных детей. Но может ли оно быть – для всех?

В той логике, что все – разные, и всем нужно разное — да. Но насколько массовыми могут быть такие инициативы в государстве и обществе, не готовых принимать, поддерживать, обеспечивать такое разнообразие как норму? Ну, видимо, ровно настолько, насколько хватит сил этим самым социокультурным инициативам, и до тех пор, пока государство не закроет возможные лакуны инициативы, самостоятельности, независимости в образовании

«Другая педагогика для всех»

С другой стороны, большая часть практик альтернативного образования вырастала (и вырастает) из желания их инициаторов (чаще всего педагогов, психологов, исследователей, социальных деятелей) реализовать другую педагогику, необходимую для выращивания другого поколения людей, культивирования иных ценностей и культурных норм. И для этих людей как раз принципиально было, что они задумывают и реализуют педагогику для всех, которая может быть доступна всем детям. И опыт показал – существует множество альтернативных (с точки зрения педагогики) практик, в которых с успехом могут образовываться и воспитываться все дети, без конкретной привязки к тому или иному социокультурному сообществу (социальному слою, этнокультурной группе).

М.Монтессори, Р.Штайнер, А.Ривин, Д.Дьюи, Е.Шулешко, С.Шацкий, и многие другие не задумывали свои системы для каких-то отобранных элитных детей. Их позыв, их желание было – улучшить жизнь целого поколения детей. И они вели свои поиски ради этого, задумывая их, прежде всего, как способ помочь всем детям.

***

Ключевые характеристики альтернативных школ

В чем суть этих педагогических поисков?Что общего у этих разных педагогических подходов, у различных школ, называющих себя альтернативными?

Сторонники альтернативного образования, занимаясь поисками другой педагогики, связывают решение большинства педагогических проблем с поиском ответов на следующие вопросы:

— Как качественно обучать детей в разновозрастных учебных группах?

— Как преодолеть излишнее, навязчивое стремление к единому стандарту в образовании?

— Как достигать в процессе обучения не только репродуктивных знаний (то, что можно запомнить и повторить на экзамене), но и других разнообразных результатов, мягко говоря, не менее важных для развития человека и его успешной жизни?

— Как выстроить систему обратной связи гораздо более разнообразно, чем это предлагает традиционная школьная отметочная система?

— Как сохранить (не убить) и развить детскую природную любознательность и желание узнавать новое в течение нескольких лет обучения ребенка в школе?

— Как преодолеть пассивное отношение детей к учебному процессу? Как вдохновить их на самостоятельное активное освоений новых знаний и исследование окружающего мира?

— Как изменить отношение к самообразованию как к чему-то странному, необычному, почти не возможному?

— Как обеспечить возможность для школьников при освоении материала двигаться разными путями и с разной скоростью?

— Как преодолеть оторванность учебного процесса от реальной жизни?

— Как организовать работу школы так, чтобы дети (и работающие с ними взрослые) получили опыт реального самоуправления?

— Как достичь того, чтобы ценности свободы и уважения стали основополагающими в отношении всех людей, участвующих в образовательном процессе?

Школы, называющие себя альтернативными, «другими школами», так или иначе, собственную практику стараются организовать в этих направлениях.

К общему образу «других школ» можно добавить также следующее. Большая часть вновь открывающихся альтернативных школ:

— приветствуют и поддерживают активное участие родителей в воспитании своих детей и в жизни школы;

— специальное внимание уделяют опыту выбора, принятия ответственности на себя за свою судьбу, воспитанию в ребятах свободоспособности;

— ищут различные форматы интеграции в учебной деятельности – областей науки, видов деятельностей, школьных тем.

У всех школ разные условия, у всех получается по-разному, кому-то удается найти ответы на большую часть описанных выше вопросов, кто-то только еще в начале пути… Но важен вектор, важно стремление… И важно понимать, что поиск ответов на эти вопросы и правда требует времени, исследования, проб, и иногда ошибок (эти педагогические вопросы – не решенные массово нигде в мире). В этом смысле, большая часть «альтернативных школ» — по факту экспериментальные. Просто потому что «другая педагогика» и во всем мире все еще остается становящимся явлением, и совсем не всеобщим.

***

Может ли другая педагогика быть массовой?

Может ли государственная школа быть альтернативной, ищущей пути реализации другой педагогики?С педагогической точки зрения может. Но тогда она вынуждена быть по факту школой экспериментальной, и для нее важно быть более автономной, иметь возможность собственной инициативы, быть относительно менее зависящей от всеобъемлющего государственного централизованного управления массовым образованием. И тут важно насколько государство давать школе сколько-то степеней свободы. То есть очень зависит от состояния того или иного государства и его отношения к свободе своих граждан.

Так скажем, в 1990-е годы в России многие авторские школы были вполне себе государственными (например, «Школа самоопределения» в Москве или Лицей М.П.Щетинина в Текосе). Но мы знаем, что случилось с этими школами, когда государство сменило свой вектор развития.

Другим примером могут быть демократические школы в Израиле (совершенно «сумасшедшие» с точки зрения традиционного представления о том, какой должна быть школа). Их количество растет и они в большинстве своем вполне муниципальные.

А вдохновившая их основателей на создание таких школ знаменитая английская школа «Sammerhill» по-прежнему остается частной, и некоторое время назад имела серьезные проблемы с государством, которое пыталось ее закрыть из-за того, что дети там были не обязаны посещать все уроки.

Вобщем успешный опыт многих конкретных образовательных организаций (проектов), реализующих эти педагогические подходы на практике, показал – альтернативное образование может работать со всеми детьми.

Другое дело, что для того, чтобы реализовывать эти (поначалу всегда экспериментальные) практики нужно педагогам и родителям желать и уметь рисковать, и много работать, осваивая эти новые подходы. Далеко не все на это готовы.

Кроме того, опыт показывает, что педагогические практики не распространяются по приказу, массовым порядком. Только – через сообщество вовлеченных в новое дело людей, увлеченных этой новой перспективой, помогающих друг другу учителей и исследователей, родителей, методистов и управленцев, составляющих сообщества носителей новой практики, рискнувших войти в новое дело. И таких «первопроходцев» сразу очень много быть не может, но если они будут поддержаны государством и обществом, то альтернативное образование начнет распространяться от сообщества к сообществу, от человека к человеку… и у него будет шанс стать относительно массовым, устойчивым, для всех.

***

«… чтоб не пропасть поодиночке …»

И здесь, на мой взгляд, важно осознать, что самыми заинтересованными в развитии альтернативного образования должны быть, по идее, сами родители, педагоги, предприниматели, которые понимают, что для выращивания нового поколения нужно и новое образование (а совсем не государство). В этом смысле – активно возникающие «другие школы» — и есть ячейки того самого гражданского общества, которое само должно заботиться о собственном росте и устойчивости, поддержке возникающих проектов и сообществ. Но, конечно, это непросто делать поодиночке, нужно объединение усилий.

Так несколько альтернативных школ в 2018 году задумались о том, что стоит потратить некоторое количество усилий на появление сообщества школ. Для формирования сообщества важны общие дела. Так, кстати, и появилась идея фестиваля «Другие школы» – как одного из общих дел формирующегося сообщества альтернативных школ.

Зачем стоит объединять усилия, что сложно делать поодиночке, что можно и нужно попробовать делать совместно?

Ценность многообразия

Очень важно разъяснить людям, что школы могут быть разные и это нормально. Что многообразие – это хорошо. Что право выбора – и в образовании существует. Что разным детям (и родителям) подходят разные школы. Что выбирать место, способ, темп, компанию, маршрут обучения – это нормально. Я уж не говорю про то, что и содержание в разных программах может быть разным, и это не страшно.

Имидж альтернативного образования

Очень важно, чтобы в родительском, педагогическом, предпринимательском сообществах формировался позитивный имидж альтернативного образования; чтобы народ мог узнать о позитивных результатах работы альтернативных школ, да и просто хотя бы чтобы узнал – чтоб бывают альтернативные школы и что это не страшно. Как показывает опыт Фестиваля «Другие школы» — объединение усилий при реализации различных маркетинговых акций – весьма эффективно.

Ресурсы партнерства

Нужно научиться при организации образовательного процесса в школах использовать сетевые возможности — как школ-соратников, так и разнообразных партнеров в городе. Это существенно увеличит ресурсы альтернативных школ (в основном небольших по размеру и бюджетам) и, в том числе, позволит учебному процессу в школах быть еще качественнее.

Расширения круга общения

Чрезвычайно эффективно для детей и учителей маленьких школ иметь возможность общения друг с другом. А какая польза от общения и обмена опытом директоров школ!

Обучение кадров

Объединение усилий может помочь и решать проблему с кадрами, столь существенную сейчас для всего образования в целом, а не только для альтернативных школ.

Открытость качества

Думается, что возможна и совместная забота о способах предъявления родителям (и другим участникам гражданского общества) результатов, достигаемых альтернативными школами. Этому может способствовать обсуждение внутри сообщества школа возможных критериев качества, взаимная открытость друг другу, участие в тех или иных совместных проектах, что будет помогать более тесному знакомству и взаимовлиянию школ, педагогов, детей.

Поддержка сообщества

Поскольку рынок альтернативного образования еще только становящийся, «прослойка» очень тонкая, а интернет позволяет слухам распространяться со скоростью света, то получается, что «косяк» одной из школ тут же может сказаться на всех альтернативных школах. И тут возникает непростая задача – как тактично, не влезая во внутренние дела автономных вполне проектов, не диктуя друг другу, все-таки помогать во время справляться с возможными проблемами, которые могут сказаться на всем сообществе.

То, что ценно, часто хрупко

Эта тактичность в процессе объединения принципиальна именно в силу того, что большинство альтернативных школ порождаются конкретными личностями, желающими осуществлять свои проекты. И личности эти очень ценят свою автономность и самостоятельность.

Поэтому так важно, чтобы в ходе процесса объединения усилий было взаимное доверие, учет всех мнений, коллегиальное открытое принятие решений, не перетягивание одеяла на себя, чтобы школы чувствовали себя разными, но равными (будь они большие или маленькие, старые или только что открывшиеся).

«Другие школы» потому, в том числе, и другие, что они по команде не строятся и «единятся» сложно. С другой стороны, есть надежда, что новая волна открывающихся альтернативных школ принесет с собой и новое поколение лидеров, педагогов и родителей, имеющих опыт иных способов установления социальных связей. И это дает нам шанс на качественные изменения в педагогическом сообществе, на прорыв в развитии альтернативного образования.

А если в таком непростом процессе объединения школам помогут еще и предприниматели (осознавшие себя частью гражданского общества), глядишь, «другие школы» не только еще один фестиваль проведут, но и начнут потихоньку менять образовательный ландшафт города.

Источник https://vk.com/@drugieshkolyspb-drugie-shkoly-v-poiskah-obschego