Эффективное обучение

Мотивация подростка.

Автор — Айгуль Воробьева
facebook
https://www.facebook.com/vorobevahomeschooling

Instagram
https://www.instagram.com/vorobeva.homeschooling/?hl=ru

Чем отличается мотивация младшего школьника от мотивации подростка?

Наверняка вы замечали, что с мотивацией младенцев вообще проблем нет: что ни дай, все интересно. Да вообще можно не давать, ребенок сам возьмет то знание, которое его развивает: облизывать пол, тапочки, изучать розетки, шкафы. Впоследствии читать, выводить буквы вполне естественно и самостоятельно ребенок начинает ближе к школьному возрасту в том случае, если его уже не «подсадили» на оценочную систему мотивации.

Природная любознательность и мотивация дошкольников и младших школьников — благодатная почва для детского бизнеса: игровых, «развивашек», школ ментальной арифметики и скорочтения. Вот тут должен быть смайл R. I. P., так как мотивация тут начинает погибать.

Что же происходит с мотивацией подростков? Предприниматели не торопятся открывать залы любителей геометрии, ценителей русского языка и литературные, исторические дискуссионные клубы. Да такие, чтоб подросток туда пошёл сам, по своей воле. Развито движение подростковых клубов, но не всякий подросток туда пойдет. И родитель уже не может его туда «повести» так, как повел бы, например, на занятия кубиками Зайцева в 3 года, не поинтересовавшись, а надо ли оно ему. Вместо этого процветают репетиторство и всевозможные курсы для подготовки к ГИА.

Мотивация, присущая младшим школьникам может сохраниться до 7-8 класса. Чем она характеризуется?

  • В раннем детстве мотив получает «заряд» от удовольствия, игровой деятельности . Целей нет. Нет алгоритма мотивационного поведения. Дети делают, потому что интересно, в хаосе, но это интересно.
  • Важно ставить цели и вживлять алгоритмы. В этом помогут родители и педагоги.
  • Любая мотивация бывает внешняя и внутренняя. Мотивация подростков определяется как: учебная, хочу знать, понимать.

Виды мотивации подростков

  1. Мотивация удачи и неудачи.

Критичным становится подкрепление поддержкой. Когда получил «3» за контрольную, похвалить сначала за то, что он сделал её, это было трудно. А потом обсуждаем уже отметку.

2. Любая наука имеет проявление в жизни. Обучающийся должен ясно понимать,  как эти знания могут применяться в жизни.

3. Мотивация социальная — хочу быть полезным, важным, заметным. Полезно задавать вопрос: что бы ты хотел рассказать о себе миру.

4. Мотивация позиционирования. Когда подросток утверждается в том, в чем он хорош, и он может это объяснить другим. Лет до 16 дети легко объясняют то, что узнали. И понимают это лучше через объяснения. Расскажи тему, объясни мне. Что было интересно, что было понятно, что непонятно. Пусть рассказывает. Проявить интерес слушателя. Важно задавать открытые вопросы, на которые подростокдает раскрытые пояснения, а не да и нет! Подростки могут выступать репетитором малышам.

5. Оценочный мотив — внешний мотив. «Хочу хорошую оценку, успешно сдать ГИА, одобрение, статусы, портфолио, медали, баллы и прочее”.

Однако, важно понимать, что оценочной мотив относится к внешней мотивации и вызывает зависимость, фрустрацию, искажение системы ценностей в обучении и в жизни.

Первостепенной задачей в развитии внутренней мотивации является уверенность ребенка в том, что его действия значимы именно для него самого. Это состояние важно сохранить на всех этапах взросления подростка, и оно же становится основополагающим в постановке целей и их достижения в будущем.