Наш опыт

Наш опыт

Автор Екатерина Заостровцева

Хоумскулинг как единственный выход

Одаренные, мотивированные на успех в учебе дети, гордость родителей — таким предстает мир хоумскулинга перед неофитами. Два класса за один год, чтение классиков европейской литературы в оригинале, регулярные олимпиады. А что, если ваш ребенок в начале первого класса не может прочитать даже страницу из букваря, совершенно не горит желанием учить таблицу умножения, да что там, пяти минут не усидит за столом? Можно ли учиться дома детям, которым учиться трудно?
О том, что наш старший сын «необучаем», мне впервые сообщили в его 5 лет, на подготовке к школе. Педагоги в дошкольных группах закатывали глаза и всем видом показывали, что лучше бы этот ребенок был где-то еще, только не у них. Он не концентрировался на словах учителя, не мог высидеть десяти минут на одном месте, понимал темы урока с пятого раза. Невролог с психиатром пожимали плечами: ребенок развитый по возрасту, интеллект в норме, идите в школу. В школе по соседству в первый класс набирали 35 человек. Лучшее, что ждет потенциального троечника в таком классе — тихая отсидка на последней парте. Никто не будет под него подстраиваться, не попробует объяснить непонятную тему «не как в учебнике». 


И мы остались учиться дома.

Когда я изучала опыт других хоумскулеров, казалось, что семейное образование выбирают родители ярких и «слишком умных для массовой школы» детей. Но оказалось, что «неформатных» детей, которые просто не потянули по каким-то своим причинам массовую школу, среди приверженцев СО тоже достаточно.
Почему для таких детей и их родителей семейное обучение — отличный, и порой единственно верный вариант?


Отсутствие стресса.

Эффективное обучение происходит, когда человек спокоен и расслаблен. Любая насмешка или двойка за «неаккуратность» поднимают уровень стресса, информация перестает усваиваться. Домашняя обстановка сводит уровень стресса к минимуму. Родителям обучение дома непростых детей тоже экономит нервные клетки — не нужно вступать в споры с учителем, или с другими родителями, которые считают, что «такому» ребенку не место в их классе.


Время для повторения.

В классе, где учится 35 человек, повторение — непозволительная роскошь. Ликвидацией пробелов в знаниях занимаются родители или репетиторы. Порой, чтобы обнаружить такой пробел, нужно провести серьезное расследование. Обучение дома позволяет не перепрыгивать через непонятное, не бежать сломя голову «за программой», отводя на тему столько времени, сколько потребуется.


Возможность нестандартных подходов

Когда ребенок не читает в первом классе, школа пожимает плечами — ничего нельзя сделать, подключайте дефектолога. Хорошо, если не высмеют перед одноклассниками — а то интерес к чтению можно отбить навсегда. Дома есть возможность не торопить, присматриваться к интересам, и действовать через них. Кто в школе будет учить ребенка читать по комиксам из журналов про Майнкрафт, или объяснять умножение с помощью кубиков лего? А я так делала.


Вера в свои силы

Большинство педагогов в школе — к сожалению, не волшебники. Их задача — не заставить ребенка поверить в свои силы, а привести знания детей к единому образовательному стандарту, как того требует система образования. На этом пути неизбежны оценки. Как настоящие (двойки и тройки за контрольные), так и словесные («Петров у нас, как всегда, не успел»). Дома есть возможность хвалить даже за незначительные успехи. Детям, которым учеба дается нелегко, это крайне важно, и помогает учиться лучше.