Альтернативное образование

Педагог это не профессия.

Автор Михаил Старостин

Педагог — это не профессия. Сейчас педагоги сровняют меня с землей. Но дочитайте сначала непредвзято до конца, и может быть мне удастся вас убедить, что это так и это только возвышает педагогику.

Что такое профессия? Кто такой профессионал? Тот, кто знает и умеет лучше. Успешный профессионал — тот, кто всего достиг в своей профессиональной сфере. Профессионал сделает лучше, чем любитель, знает больше, его мнение приоритетно, по отношению к мнению «не специалиста». Если педагог — профессионал, то кто такие «не специалисты»? Конечно родители и ученики.

Профессиональный подход к педагогике ее обесценивает.

Идеальный педагог — тот кто сам непрерывно учится, кто готов сам меняться, кто никогда не останавливается на достигнутом, тот кто прислушивается к другим мнениям, в том числе исходящим от учеников и родителей, тот кто по-настоящему способен к равноправному сотрудничеству с «не специалистами» и особенно с детьми, тот кто может признать свою некомпетентность, не стесняется своих ошибок, кто вдохновляет, а не диктует.

Напрашивается аналогия с священником, но она очень спорная и боюсь «сбить фокус». Все же рискну к ней прибегнуть с оговорками. Пожалуйста, не воспринимайте аналогию педагог — священник «в лоб». Педагог ни в коем случае не должен становиться к алтарю, а священник к доске. И не включайте в это сравнение религиозные аспекты, давайте останемся в социальной плоскости. Ведь педагогики — это самая социальная сфера, какую только можно себе представить.

«Хороший» священник или «плохой» (опять не совсем удачные выражения, конечно, но что делать, язык наш беден), так вот, хороший или плохой священник определяется не по тому, знает ли он Ветхий и Новый Завет наизусть и может ли с ходу назвать главу и стих любой цитаты. Это определяется, вернее ощущается по тому, может ли он быть проводником в духовный мир и насколько он надежный проводник. Иной ведь завести то может, но потом сам заблудится или по-просту бросит. А иной и дороги то туда не знает. Конечно в «пути» такому проводнику Священное писание может быть опорой, но совсем не обязательно.

А педагог? Хороший педагог должен быть надежным проводником в мир людей и природы, в земной мир. Так как этот проводник ведет не на экскурсию, а готовит к самостоятельному путешествию, то он должен научить всему, что сам умеет, сделать каждого такими же проводниками, как он сам. Таких проводников в жизни ребенка должно быть много, чтобы каждый показал и научил чему-то своему. Иногда это совсем небольшое умение, кратковременная яркая встреча, которая дает специфичные знания и опыт. Иногда это огромное путешествие, которое может длиться годами.

«Проводником» может оказаться любой человек. Очень многому ребенка может научить другой ребенок, «случайный» взрослый, «случайная» ситуация. Если всех их рассматривать как непрофессиональные и непедагогичные, то мы сводим социальные задачи педагогики к 5% процентам от того, что в наше время реально нужно человеку для выхода в реальную жизнь.

Педагог, который всего себя посвящает педагогике, а не делит свою жизнь на профессиональную и не профессиональную, достоин иного к себе отношения, чем просто «специалист». Я считаю, что зарплата, отчетность, экзамены и тестирование, учебные планы и расписания — это все средства унижения педагога и превращения педагогики в ее противоположность: антигуманный и антисоциальный конвейер.

Да здравствуют педагоги, достойные благодарности, а не зарплаты, доверия, а не отчетности!