Без рубрики Психология

Завершенность или 5 способов помочь ребенку справиться с тревожностью.

Автор Полина Раскатова, руководитель Школы «МонтессориКа»
президент БФ «У меня есть мечта»,https://vk.com/polinaraskatova https://www.facebook.com/polina.fedorova.733 https://www.instagram.com/polina_raskatova_official/

Завершенность или 5 способов помочь ребенку справиться с тревожностью.

Есть одна «заноза», которая мучает абсолютно каждого человека ежедневно и заставляет испытывать беспокойство и тревогу. Это незавершенность.

Знакомо вам ощущение внутреннего напряжения, когда в голове рой мыслей и постоянное возвращение к незавершенным делам? Когда на компьютере открыто 33 вкладки, состояние у нас так себе….

Напряженный и незавершенный разговор вы прокручиваете снова и снова. Вы можете засыпать и просыпаться с мыслью о том, как ответили бы коллеге или партнеру. «Проигрывание» ситуации и конфликта будет еще долго мучительной пластинкой играть в голове.

У детей все то же самое. Уже драка прошла, а мальчишка все никак не может успокоиться и говорит другу по дороге домой: «Да я ему бы так дал, а потом так поддал…». Или тревога современных родителей: ребенок не может сосредоточиться, плохо концентрируется.

Есть один нюанс, который волшебным образом влияет на тревожность, точнее на ее отсутствие и в вашей жизни, и в жизни вашего ребенка. Это завершенность.

Что это такое, с чем ее едят и что нужно сделать?

Пойдем от обратного – незавершенности. Есть такой эффект «незавершенного действия», как сейчас модно говорить «негештальт». Дело в том, что мы помним о незавершенных делах, а о том, что сделано, завершено, отправлено, выполнено – не вспоминаем. Помните: «Сделал дело, гуляй смело!» Одно из предположений о силе этого эффекта незавершенности в том, что особенность нашей нервной системы такова, что мы испытываем тревогу, даже шок при незавершенности какого-либо действия, сохраняется внутреннее напряжение.

За 15 лет работы в нашей школе мы проводили много замеров, исследований детской тревожности на предмет ее присутствия/отсутствия, возникновения/исчезновения. И я поделюсь некоторыми «секретами» как мы работаем так, что у учеников нашей школы отсутствует тревожность. Это очень просто. Научите ребенка завершать каждый шаг.

Вот 5 способов, список можете продолжить дальше для себя сами. Нулевой шаг – это собственный пример.

1. После самостоятельной работы ребенок убирает на место материал, все, что было на рабочем месте (ручки, карандаши, тетрадь в папку и т.п.). То есть каждый этап работы завершаем.

2. Часто ребенку достаточно вопроса: «Что тебе нужно, чтобы закончить с заданием?», чтобы помочь осознать, а что же мне действительно нужно.

3. Если ребенок расстроен какой-то ситуацией, дать возможность выхода эмоциям, «проплакаться» и проговорить ситуацию. Любой конфликт – это незавершенность. Иногда бывает достаточно просто выговориться. Если эмоций так много, что говорить просто не удается, можно написать письмо адресату, если ребенок уже умеет хорошо писать. Это тоже разговор, только на бумаге.

4. Бывает, что ребенок переживает из-за того, что обидел кого-то (друга, бабушку) и эта эмоциональная «зацепка» не дает покоя и чувства завершенности. Если ребенок маленький, мы просто показываем ребенку, как просить прощения, как договариваться. Презентуем способы здорового общения.

5. Ну и, конечно, поддержание режима и порядка в среде, где живет ребенок, способствует отсутствию тревог и завершенности.